УДК 338.246.4
ББК 65.23
ОТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ)
Смирнова О.О.
Об авторе: Смирнова Ольга Олеговна, доктор экономических наук, Заместитель Председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России.
Аннотация: Формирование системы государственного стратегического планирования является решением многих фундаментальных задач государственного управления и национальной безопасности, но тормозится отсутствием методологии планирования и осознания важности задачи в научном сообществе.
Ключевые слова: Государственное стратегическое планирование, национальная безопасность, государственное управление, формирование системы стратегического планирования.
Мир очень быстро меняется сегодня. Причем изменения касаются не только динамики процессов. Сегодня зачастую меняется суть самих экономических и политических процессов в мире. Россия не стоит в стороне, мы также находимся в этом стремительном движении.
Основные задачи стратегического планирования: предвидеть указанные вызовы и угрозы, а также обеспечить баланс ресурсов для оперативных и стратегических задач при предотвращении угроз (национальной безопасности), не допустить перекосов… Важно, чтобы перераспределение ресурсов на оперативные задачи не противоречила ресурсному обеспечению реализации долгосрочных целей развития государства. Надо отметить, что в этом ключе разработка стратегических документов – это инструментарий (а не цель), позволяющий определять цели и осуществлять координацию государственного и муниципального управления.
Без полноценно функционирующей системы стратегического планирования невозможно оперативно рассчитывать последствия принятия решений и влияние решений на базовые социально – экономические показатели развития страны; обеспечить сбалансированность ресурсов, включая бюджетные ресурсы и экономический эффект от реализации конкретных мероприятий (строительства объектов федерального и регионального значения); оценивать воздействия как внутренних, так и внешних действий на развитие государства, состояние экономики в целом, ее промышленного производства, фондового рынка и социального сектора.
Мир существенно усложнился, кризис как экономический, так и экономических теорий только углубился, приемлемые решения не могут возникнуть сами собой. Экономика стала совершенно иной, будущее принципиально отличается от прошлого. Нужен новый современный инструмент, позволяющий работать в новой сложной и быстрой экономике, в которой возникают новые экономические ресурсы, принципиально изменяется соотношение стоимости экономических ресурсов, возникают новые экономические механизмы [1].
Но изменения касаются не только экономической сферы. «Война стремительно меняет свое лицо» [2], меняются средства обороны, нападения, боевых действий, помимо применения силы на первый план выходят экономическое давление посредством санкций. Другими средствами войны в 21 веке становятся новейшие достижения науки и технологий. Меняется природа военных конфликтов. Приобретая гибридный характер, современный войны охватывают не только военные, но и социальные, культурные, информационные сферы жизни общества.
Российская академия наук к числу 4-х важнейших проблем развития человечества сегодня относит отсутствие адекватной теории развития человеческого общества и прогнозного инструментария. Неграмотная экономическая политика может привести к тяжелейшим последствиям для человечества. Существо же экономической науки составляет именно прогноз последствий реализации принимаемых решений.
Таким образом, государство нуждается в новой экономической модели, способной в существующих условиях обеспечить его безопасность и экономически эффективное развития через систему государственных программ, используя систему государственных корпораций и предприятий с государственным участиям, создавая для частного капитала условия, при которых им будет выгодно реализовывать направления в экономики в соответствии со стратегическими планами развития государства.
Стратегическое планирование призвано в первую очередь обеспечить системный подход как в подготовке документов стратегического планирования, так и в их последовательной реализации. Такой подход должен придать новый импульс решению задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в системе государственного управления.
С момента подписания закона прошло 2 года, однако до сих пор система стратегического планирования находится на начальной стадии формирования. Основные усилия с момента принятия федерального закона от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» были направлены в основном на формирование отдельных документов. На практике и сегодня сохранился тренд, который был до утверждения Закона - тренд на разработку стратегий и стратегических документов. Как разрабатывались стратегии отраслей, субъектов Российской Федерации, проч. так и разрабатываются.
Сегодня и у практиков, и в научных кругах нет потребности в разработки методологии стратегического планирования, научных и практических подходов к реализации принципов стратегического планирования. Научная мысль сегодня «застряла» на обсуждении разницы между стратегиями, доктринами и концепциями и не желает развиваться дальше наукообразия и обсуждения тезауруса.
Или мы просто боимся себе признаться, что сегодня уже жизненное необходима не просто система стратегического планирования, а интеллектуальная распределенная прогностическая система, обеспечивающая многоуровневую увязку прогнозов развития технологий, техники, целей социально-экономического развития, включая уровня жизни населения, сбалансированность всех видов ресурсов, интересов частного капитала, сбалансированности развития отраслей национальной экономики, экономики, которая должна обеспечить возможность принципиально новой постановки задач – предварительный расчет вероятности реализации технологий и изделий, оценка затрат и экономической значимости в ценах будущих периодов и корректировка на этой основе текущих инвестиционных программ; предназначенная в первую очередь изучать связи, увязывать модели крупнейших предприятий и муниципальных образований, системные схемы взаимодействия крупнейших экономических объектов, что позволит разобраться в хитросплетениях экономических показателей, оценить их взаимозависимость и влияние на общую ситуацию, будущие изменения и лучшие способы использования имеющейся информации.
Однако, складывается ощущение, что академическая наука, от которой, собственно и ждут методологии формирования системы государственного стратегического планирования, не в состоянии даже реально оценить ситуацию по данной проблематике. А для красоты словца постановку и решение фундаментальных задач государственного управления назвали «заведомо нерешаемая задача стратегического планирования».
Вместе с тем, работа в части стратегического планирования в целях повышения качества гос. управления должна выстраиваться по следующему алгоритму. Должны быть определены базовые стратегические цели, вызовы и угрозы в вопросах социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны. Данные цели, вызовы и угрозы должны найти отражение в положениях основных стратегических документов (стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегия национальной безопасности Российской Федерации, стратеги пространственного развития Российской Федерации, др.). Указанные цели, задач и приоритеты развития регионов, отраслей экономики и сфер государственного управления должны быть детализированы в региональных и ведомственных документах стратегического планирования Российской Федерации на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением.
Очевидные и простые на первый взгляд подходы на настоящее время не реализованы, несмотря на многоплановую работу на всех уровнях власти по реализации положений закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Важным элементом системы сегодня является определение показателей, отражающих поставленные цели, и их целевых значений. Большая работа должна быть проделана для формирования единой системы показателей, пронизывающей все уровни стратегического планирования. Должен быть выстроен системный мониторинга реализации документов стратегического планирования, мониторинг достижения в установленные сроки запланированных показателей. Ограниченность бюджетных средств заставляет сегодня в рамках системы стратегического планирования обратить внимание на необходимость достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов.
3 июля 2015 г. на расширенном заседании Совета Безопасности Российской Федерации по комплексу вопросов, связанных с обеспечением безопасности и национальных интересов России в условиях санкций со стороны ряда государств, Президент России В.В. Путин отметил, что необходимо «разработать и представить новые предложения по концептуальным основам стратегического планирования и прогнозирования устойчивого социально-экономического развития России».
В этой связи на повестки дня комплексное формирование системы государственного стратегического планирования, выстроенное на реализации в полном объеме принципов организация и функционирование системы стратегического планирования, отраженных в указанном федеральном законе. Важно будет сформировать и внедрить единую систему порядка осуществления стратегического планирования, формирования отчетности о реализации документов, систему мониторинга и корректировки задач и ресурсов для достижения поставленных долгосрочных целей стратегического планирования.
Для повышения эффективности государственного управления в части стратегического планирования будут важны все элементы системы – от качества документов стратегического планирования до оценки результативности и эффективности реализации решений, принятых в процессе стратегического планирования.
Именно такие задачи стоят сегодня перед нами на ближайшие два года, до вступления 1 января 2019 года в силу положений закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в полном объеме.
Список литературы:
1. Прохоров В.Н., Смирнова О.О., Математический инструментарий системы государственного стратегического планирования России. М., 2016 .
2. Савин Л. Новые способы ведения войны: как Америка строит империю. – СПб.: Питер, 2016.
3. Липина С.А. Социально-экономические аспекты регулирования миграционных процессов и национальная безопасность // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2013. № 9 (9). С. 14.
При цитировании ссылка на источник информации обязательна!
Опубликовано: Смирнова О.О. От стратегического планирования к национальной безопасности России // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2016. Т. 2. С. 6-10.