Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Отдельные публикации 

 «Основы стратегического планирования Российской Федерации».

 [Монография - М., ИД "Наука", 2013. -302 с.]

обложка книги,2013

 

 «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». 

[Монография - М., 2011. - 168 c.]

2011

 

 "Стратегическое государственное планирование в России».

[Монография - М., 2010. -175 с.]

обложка книги,2010

Смирнова

Ольга

Олеговна

Персональный сайт

ОпубликованоСмирнова, О. О. Формирование ценностно-ориентированной стратегии России в условиях когнитивной войны / О. О. Смирнова // Экономика и безопасность. – 2024. – № 5. – С. 73-78. 

Ссылка для цитирования: Смирнова, О. О. Формирование ценностно-ориентированной стратегии России в условиях когнитивной войны / О. О. Смирнова // Экономика и безопасность. – 2024. – № 5. – С. 73-78. – DOI 10.26118/2686-7036.2024.16.58.005. – EDN HNYFMM.

Текст публикации (по ссылке): https://elibrary.ru/item.asp?id=71127869 или файл https://olgasmirnova.ru/data/documents/2024-5.pdf

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

На фоне формирования государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, на первой место сегодня выходит вопрос: насколько же сильны наши установки, наши знания, наши привычки поведения, чтобы на них нельзя было повлиять. Одновременно с этим, одной из основных целей развернутой западом когнитивной войны является атака на наши личностные ценности. Массированный информационный поток зачастую ориентирован на задачу сбить «ценностный прицел» при принятии решений, а различные информационные технологии способствуют этому.

Вместе с тем, сформированные в ходе системного образовательного (учебного) процесса структуры знаний складывают комплексную картину мира, связаны с системами ценностей, эмоциями и чувствам. Структуры знаний приходят через эмоциональное восприятие тех или иных исторических событий, формируют определённые эмоции и чувство гордости за свою родину - являются более устойчивыми. Таким образом, при формировании ценностно – ориентированной стратегии и политики ключевым моментом должны быть не отрывочные мероприятия или учебные курсы, а комплексная система образования, которая формирует ценностные установки.

--

В ноябре 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей в России [1]. В 2024 году утвержден план мероприятий по реализации указанных Основ [2]. Эти документы стали фундаментом для последующей многолетней работы по укреплению духовных и нравственных основ общества, развитию патриотизма и сохранению исторического наследия страны. Ключевым направлением политики стало формирование ценностно-ориентированного подхода у молодежи, которое признано важнейшим условием успешного развития государства [12].

Сегодня мы живем в эпоху цифровой реальности. Научные достижения и инновации в области цифровой техники создают фантастические возможности, открывают новые горизонты, делают жизнь комфортней. При этом возникают и новые угрозы, в том числе направленные на наши личностные ценности. И на первое место выходят информационные технологии когнитивной войны.

Когнитивная война - это борьба за контроль над нашими мыслями, убеждениями и ценностями. Это «война с мозгом и мировоззрением» как индивидуальным процессором [13]. Это процесс манипуляции информацией, который направлен на изменение нашего мировоззрения и убеждений. Когнитивная война носит глобальный характер и направлена на захват контроля над людьми, их сознанием, целевыми установками. Одной из основных целей когнитивной войны является атака на наши личностные ценности. Основная задача – сбить «ценностный прицел» при принятии решений [5].

В основу когнитивной (информационно – психологической) войны сегодня положен инструментарий «high-hum» (высокие гуманитарные технологии), представляющий совокупность знаний, духовных и культурных ценностей, а также методов передачи информации, организующих людей и побуждающих их к определенной коллективной деятельности [15]. В этом инструментарии задействованы эмоции и чувства, готовность действовать определённым образом, которая рождается из соединение знаний, чувств, намерения и формирует поведение.

Указанные технологии формируются из следующих составляющих:

- анализ больших данных для выявления закономерностей, тенденций и групп населения;

- моделирование и прогнозирование, использование статистических моделей и машинного обучения для прогнозирования потребностей;

- искусственный интеллект, использование алгоритмов машинного обучения и других технологий искусственного интеллекта (ИИ) для улучшения процессов принятия решений и предоставления персонализированных услуг;

- картографирование и визуализация данных;

- мобильные технологии, использование смартфонов и иных средств донесения и «снятия» информации.

Технологии приносят много преимуществ, но также создают новые проблемы и трудности.

Мы живем в мире, где нам постоянно преподносят информацию, пытаются убедить в чем-то, влиять на наши убеждения [6]. И в этом процессе наши личностные ценности могут быть подвергнуты серьезной угрозе.

Информационная война является одним из тех элементов, которые уже достаточно долго сопровождают человеческую жизнь. Информация сопровождает человека на протяжении всей его жизни [11]. Однако в современном мире это окружение становится все активнее благодаря новым технологическим разработкам в сфере информационно-коммуникационных технологий. В современном мире выражение «cамое ценное в мире – это информация» - потеряло актуальность [13]. Скорее, обилие информации, объемы которой превышают все мыслимые пределы, дает основание говорить о наносимом ею вреде. Пространство интернета заполнено огромными объемами того, что называют информацией, а на самом деле это, скорее, информационный мусор.

В рекламе существует термин «captured audience», т.е. «плененная аудитория» – когда человек подвергается действию рекламы принудительно, не имея возможности ее избежать – например, в вагоне метро. Этот термин довольно точно отражает уровень негативного влияния информации на современного человека. Он постоянно находится в таком плену – и дома перед телевизором, и на улицах [3]. Современный человек уже давно не ищет информацию, а наоборот, пытается закрыться от нее.

Современные СМИ предлагают огромный объем информации. Измерить количество недостоверных сведений практически невозможно: чистую ложь заменили фейки.

Выделяют две разновидности фейков:

1) фейковые новости как псевдожурналистский жанр дезинформации;

2) как инструментализированный способ навешивания эмоциональных или ценностных ярлыков.

По утверждению исследователей, у отдельно взятого фейка шанс на перепост на 75% больше, чем у рядовой правдивой новости. 75% пользователей не могут отличить недостоверную информацию от правдивой. ВЦИОМ уверяет, что почти каждый второй россиянин верит фейковым новостям.

Массированное применений технологий подобных фейкам приводят к ужасающим последствиям.

Примером можно назвать произошедшую «интервенцией зла», приведшей к чудовищной вещи – инверсии героев [15]. На смену традиционному герою – «хорошему парню», сражающемуся с «плохими парнями» за высокие идеалы, пришёл новый герой – симпатичный негодяй, сражающейся с ещё большими негодяями за деньги и успех.

Таким образом, прямое воздействие средств массовой информации часто является настолько сильным, чтобы полностью изменить мнение человека по какому-либо вопросу [7]. 

В этом контексте на первой место сейчас выходит вопрос – насколько же сильны наши установки, наши знания, наши привычки поведения, чтобы на них нельзя было повлиять.

Теория установочных систем - это теория социальной психологии, которая утверждает, что поведение людей во многом определяется их установками. Теория установочных систем в образовании  рассматривает обучение и воспитание как процесс формирования и развития у обучающихся определенных установок, или, другими словами, систем ценностей, убеждений и предпочтений. Эти установки влияют на восприятие информации, поведение и мотивацию учащихся.

Основные положения теории установочных систем в образовании включают:

- установки как центральный элемент обучения. Установки, или ценностные ориентации, определяют, как человек воспринимает и интерпретирует информацию, и как он на нее реагирует. В образовании это означает, что важно не только передавать знания, но и формировать определенные установки у учащихся, чтобы они могли успешно применять знания на практике;

- формирование установок через образовательный процесс. Установки не являются врожденными, они формируются в процессе обучения и взаимодействия с окружающей средой, включая семью, школу, культуру и социальное окружение. В образовательной среде это может происходить через осознанную работу с содержанием учебного материала, методами преподавания и взаимодействием с учителями и сверстниками;

- значение установки для мотивации и поведения. Установки влияют на мотивацию учащихся к обучению, их отношение к учебе и жизненным целям. Например, установка на важность образования может стимулировать ученика к более активному и успешному обучению.

Установки являются относительно стабильными во времени: они могут изменяться, но эти изменения обычно происходят постепенно [8]. Установки влияют на поведение: люди с более сильными установками с большей вероятностью будут вести себя в соответствии с этими установками.

Классический процесс формирования установок, с которыми мы все сталкиваемся в рамках школьного или университетского обучения, начинается с работы со знаниями. Формируются определённые структуры знаний:

- знания, которые складывают картину мира, которые позволяют интерпретировать те или иные события в случае с информационно психологической войной. Критически важными являются знания в области истории литературы и культуры, то есть те знания, которые формируют представление об историческом пути и прошлом своей страны, других стран мира, задаёт исторический ракурс понимания настоящего;

- знания, которые связаны с системами ценностей (добро и зло, правда и ложь хорошо, плохо, желательно нежелательно и так далее). Это фильмы, сказки, те или иные произведения культуры.

Затем происходит переход к эмоциям, к чувствам, которые мы испытываем по поводу тех или иных вещей. На примере исторического образования и исторических знаний строится школьная модель изучения истории в любой без исключения стране мира.

Изучение истории строится на примерах истории страны, героических эпизодов, которые вызывают сильные чувства (чувства гордости и любви), на основе знаний сентиментальных моментов в истории формируется понимание сюжетов.

Задается эмоциональное восприятие тех или иных исторических событий прошлого, реформ, революции, войн, взаимоотношений с другими государствами - все это формирует определённые эмоции, патриотизм, чувство гордости за свою родину. Любовь к родине формирует намерение и готовность любить и защищать родину в случае опасности, служить ей, действовать ей во благо.

В целом, выше представлена классическая образовательная система формирования установок.

Вся система школьного воспитания в любой стране мира к этому признана, чтобы любовь к родине реализовывалось в поведении, чтобы люди потом шли служить в армию, поступали на государственную службу, экономически служили своей стране.

Очень важный вопрос интерпретаций, поскольку в разных странах одни и те же исторические события интерпретируются по-разному. Яркий тому пример - принципиально разное содержание школьных учебников и отраженная в учебниках в Западной Европе и США роль Советского союза в победе над фашизмом во Второй мировой войне [4].

Проблема возникает, когда знаниевые структуры не сформированы полностью либо сформированы мозаично [14]. Так, долгое время повторяется тезис о том, что «не надо иметь знания, надо знать, где эти знания получить».  Это очень манипулятивный тезис, т.к. если в сознании нет чётких структур знаний и понимания, если информация не упорядочена, нет структуры информации и возможности соединить с другими структурами информации т.е. нет упорядоченной картины мира, то в любой момент мы можем войти в интернет и получить не адекватную информацию, а информационный вброс, что делает крайне уязвимыми любые установочные системы если нет структурированных знаний.

Вывод

Таким образом, очень важно понимать, что наши личностные ценности - это то, что определяет нас как личности [9]. Это наши убеждения, наши принципы, наше мировоззрение. Когда кто-то пытается влиять на наши ценности, он пытается влиять на самую глубокую суть нашего бытия.

Если рассматривать когнитивную войну как форму психологической войны, которая направлена на изменение установок, убеждений и поведения целевой аудитории, то на первое место выходят образование и формирование установочных систем в обществе. Важно отметить, что теория установочных систем - это лишь один из многих инструментов, которые могут использоваться в когнитивной войне. Другие инструменты включают социальную психологию, поведенческую экономику, нейробиологию, др.

Хорошее образование может дать людям критические навыки мышления и медиаграмотность, которые необходимы для противодействия когнитивной войне. Образованные люди с большей вероятностью смогут распознавать и критически оценивать дезинформацию, пропаганду и другие формы манипулирования [10]. Именно поэтому ключевым моментом должны быть не отрывочные мероприятия или учебные курсы, а комплексная система образования, которая формирует ценностные установки.

Именно наши ценности определяют нашу личность. Если мы допускаем, чтобы они были изменены под воздействием внешних факторов, мы теряем себя. Теория установочных систем и хорошее образование являются ценными инструментами в борьбе с когнитивной войной [12]. Понимание того, как формируются и изменяются установки, а также предоставление людям навыков критического мышления и медиаграмотности имеет решающее значение для противодействия манипуляциям, пропаганде и когнитивным войнам в целом, для сохранения суверенитета государственности, опирающейся на исторические корни и цивилизационно – ценностный код России.