Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Отдельные публикации 

 «Основы стратегического планирования Российской Федерации».

 [Монография - М., ИД "Наука", 2013. -302 с.]

обложка книги,2013

 

 «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». 

[Монография - М., 2011. - 168 c.]

2011

 

 "Стратегическое государственное планирование в России».

[Монография - М., 2010. -175 с.]

обложка книги,2010

Смирнова

Ольга

Олеговна

Персональный сайт

 ОПУБЛИКОВАНО: Смирнова О.О.  Нормативно-правовой и методологический аспекты формирования балансов трудовых ресурсов в системе стратегического планирования Российской Федерации //  В сборнике:  "Экономика, политика, право". Пенза, ИД Глобус, 2019. С. 130-134.

 

 

 

УДК 394

Нормативно-правовой и методологический аспекты формирования балансов трудовых ресурсов в системе стратегического планирования Российской Федерации

 

Смирнова Ольга Олеговна, д.э.н.

Аннотация: нормативной правовой базой сегодня определена необходимость разработки балансов трудовых ресурсов. Разработка балансов также соответствует основному принципу построения системы стратегического планирования в Российской Федерации, определенному Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» - принципу сбалансированности. В статье также приводятся основные методологические подходы к  построению балансов в экономике, включающие  материально-вещественные, трудовые, стоимостные пропорции и взаимосвязи.

Ключевые слова: баланс трудовых ресурсво, стратегическое планирование, пропорции в экономике, формы построения балансов.

 

Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] (ст.20) говорит о необходимости предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации в рамках разработки  Стратегия пространственного развития Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»  [2] уточняет положения закона. Согласно указанному постановлению Стратегия пространственного развития Российской Федерации включает в себя:

анализ особенностей и актуальных проблем пространственного развития Российской Федерации, содержащий «оценку факторов, условий и рисков пространственного развития Российской Федерации, в том числе существующей системы расселения на территории Российской Федерации» [2];

прогноз (оценка) потребности субъектов Российской Федерации в «трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализации и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий» [2].

При этом разработанный в 2018 году Министерством экономического развития Российской Федерации проект стратегии пространственного развития Российской Федерации не содержит ни подходов к системе расселения, ни потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах.

Вместе с тем, является очевидным фактом, что прогнозные оценки трудовых ресурсов, как и баланс на рынке труда, важны  для предприятий, учебных заведение по подготовке-переподготовке кадров и должны разрабатываться в целях оценки сбалансированности потенциального спроса и предложения квалифицированных кадров и рабочей силы в целом на рынке труда, прогноза  перспективных направлений развития рынка труда на основе отраслевых стратегий и перспектив развития отдельных секторов экономики и видов экономической деятельности в регионе, необходимости государственного  регулирования процессов формирования, использования трудовых ресурсов, повышения эффективности управленческих решений, ознакомления гражданина со спросом и предложением на рынке труда, прогнозной потребностью рынка труда по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации  от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [3] «разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации» [3]  является полномочием федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения.

В 2012 году приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации  утверждена «Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов» [4], в которой отмечено, что «прогноз баланса трудовых ресурсов   разрабатывается в целом по Российской Федерации на очередной год и плановый 2-летний период по видам экономической деятельности в соответствии с перечнем разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» [4].  Базовым подходом при разработке прогноза должен быть принцип согласованности с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на обсуждаемый прогнозный период.  Исходной базой для разработки прогноза должны являться следующие данные: «данные отчетного баланса трудовых ресурсов;  данные по основным макроэкономическим показателям за текущий год и на прогнозный период; данные о предположительной численности постоянного населения (демографический прогноз) за текущий год и на прогнозный период; среднегодовая численность занятых в экономике по подразделам, классам и подклассам ОКВЭД за отчетный год, текущий год и на прогнозный период; среднегодовая численность работников банковской системы за отчетный год, текущий год и на прогнозный период; среднесписочная численность работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований за отчетный год и первое полугодие текущего года;  численность иностранных трудовых мигрантов за отчетный год, текущий год и на прогнозный период; среднегодовая численность обучающихся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы за отчетный год, текущий год и на прогнозный период;  среднегодовая численность отдельных категорий граждан, застрахованных в системе обязательного страхования, за отчетный год, текущий год и на прогнозный период» [4].

Также  в методических рекомендациях «по разработке и корректировке долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»  [5] отмечено, что «одним из основных принципов разработки и обоснования прогноза является обеспечение его сбалансированности по основным направлениям: «спрос - предложение», «ресурсы - производство»; «цены - доходы - спрос». С этой целью рекомендуется разработка балансов, образующих систему балансов долгосрочного прогноза: баланс трудовых ресурсов или ресурсов рабочей силы» [5].

На региональном уровне, в части прогнозов балансов трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, надо отметить, что отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» [3] «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять разработку прогноза баланса трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации» [3]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов»  [6] «органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации» [6].

Практика разработки такого важного документа как прогноз баланса трудовых ресурсов говорит о следующем.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» [6] Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации необходимо «ежегодно разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый 2-летний период» [6].

Однако, указанный документ федерального уровня разработан не был.

На региональном уровне субъекты Российской Федерации в период 2012-2014 годы разрабатывали региональные прогнозы баланса трудовых ресурсов на основе представленных в приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации методик расчета численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде и расчета распределения трудовых ресурсов в прогнозном периоде.

Почти все субъекты Российской Федерации утвердили региональные нормативные акты о разработке прогноза баланса трудовых ресурсов.

Вместе с тем, такой документ как баланс трудовых ресурсов в системе документов стратегического планирования, определенных Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], как уже упоминалось выше, не значится. При этом  прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации это прогнозный документ, который является важной составляющей системы документов стратегического планирования в субъекте Российской Федерации [1].

В 2017 году в Государственной Думе Федерального Собрания  Российской Федерации рассматривался проект федерального закона № 324355-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Законопроектом предлагалось дополнить прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период новым разделом «баланс трудовых ресурсов, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество», установив обязательность опубликования указанных прогнозов на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет».

Таким образом, прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации является важной составляющей системы документов стратегического планирования в субъекте Российской Федерации, а отражение прогноза баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации в структуре долгосрочного и среднесрочного прогнозов субъекта Российской Федерации позволит обеспечить преемственность документов, не приведет к необходимости разработки нового вида документа [7], такого как баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации.

Необходимость определения прогноза баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации составной частью прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации также соответствует требованиям Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [8], определившим, что потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период.

В целом, в целях комплексного отражения прогнозов по данному направлению должен быть разработан прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов»), который должен получить практический инструментарий в виде предложений по совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации в рамках разработки  Стратегия пространственного развития Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]) и детализирован в прогнозах балансов трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации»).

Вместе с тем надо отметить, что экономическая наука выявила ряд важнейших закономерностей, характеризующих изменения экономических пропорций и структурные сдвиги в экономике. Между общеэкономическими (макроэкономическими), производственными и трудовыми (баланс трудовых ресурсов) пропорциями существует неразрывная связь. Изменения отраслевых пропорций, происходящих в результате технического прогресса, влияют на отраслевую структуру, обуславливают повышение эффективности производства, отражаются на потребности в качестве трудовых ресурсов и пропорций на рынке труда.

Однако, несмотря на тесные взаимосвязи, общеэкономические (макроэкономические) и производственные пропорции отличаются друг от друга, различен круг проблем и тенденций, характеризующих изменения пропорций, а также методов их расчетов. На определенный горизонт планирования (кратко- и среднесрочный) необходимо находить и устанавливать оптимальное соотношение  в развитии, например, промышленного и сельскохозяйственного производства, что обусловлено, в первую очередь, ограничениями по ресурсам. И сегодня, в первую очередь, это кадровые ресурсы.

Определение конкретных количественных пропорций в развитии экономики производятся с помощью развернутой системы балансовых расчетов, а основные экономические пропорции устанавливаются в общем балансе по экономике (балансе народного хозяйства) [9].

В балансе трудовых ресурсов распределение последних между отраслями производства вообще невозможно планировать без учета изменений, которые произойдут при модернизации отдельных отраслей и предприятий.  И наоборот, предприятия и высокоточная техника будут простаивать, если заранее не определена возможность соответствующего обеспечения специалистами определенных профессий и квалификаций.

В экономической науке различают три основных вида балансовых связей и, соответственно, три формы построения балансов [10].

Первая форма: прямые связи одной отрасли производства с другими предприятиями и отраслями, на основе таких балансов выявляется система комплексной зависимости от других отраслей (предприятий), а также других отраслей (предприятий) от данной отрасти (предприятия).

Вторая форма: обобщенные взаимосвязи получают свое выражение в системе межотраслевых и межрайонных (региональных) балансов – материальных и трудовых. В масштабе экономики в целом играет роль только совокупность межотраслевых и межрайонных (региональных) балансов. Ранее, в советский период планирования, использовался так называемый «шахматный» баланс, в основе которого лежали межотраслевые производственные связи, присущие народному хозяйству в целом [10]. Вместе с тем, ошибочно было бы полагать, что можно в каждой из балансовых групп (энергетика, машиностроение, сельское хозяйство и проч.)  выделить лишь основные производственные связи и на их основе строить пропорции и балансы. Некоторые экономисты считают, что определяющее значение для обеспечения системы материальных пропорций имеет примерно 500 производственных связей и, следовательно, достаточно знать лишь 500 коэффициентов. В действительности, в большинстве отраслей нет второстепенных связей, а нехватка какого-либо вспомогательного материала или детали, занимающего нередко 0.5 процента в материальных затратах на производство, создает угрозу диспропорции и тормозит производство. Таким образом, практически весь смысл системы балансов состоит в обеспечении комплексности связей и необходимых пропорций с учетом ограниченности ресурсов.

Третья форма: так называемый сводный баланс. Если проводить аналогию с «шахматным» балансом, где отражался материально-вещественный баланс, в сводном балансе отражались как стоимостные, так и материально-вещественные показатели. В сводном балансе все пропорции в экономике выступают в форме материально-вещественных, трудовых и стоимостных взаимосвязей.

Сегодня  широкое внедрение балансовых методов в практику планирования, особенно для составления долгосрочных стратегий и прогнозов, требует разработки теоретических и практических вопросов, а также осуществления ряда организационных мероприятий. Вместе с тем, данный подход можно рассматривать как реализацию одного из основополагающих принципов системы стратегического планирования, определенных статьей 7 «Принципы стратегического планирования» Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] - принципа сбалансированности системы стратегического планирования, который определен как «согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации» [1].

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» 
  3. Закон Российской Федерации  от 19.04.1991 № 1032-1   «О занятости населения в Российской Федерации»
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.02.2012 N 178н «Об утверждении Методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2012 N 23655)
  5. Приказ Минэкономразвития России от 30.06.2016 N 417 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 N 440 (ред. от 16.08.2018) «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» (вместе с «Правилами разработки прогноза баланса трудовых ресурсов»)
  7. Принципы стратегического планирования: методология и практика //сборник.Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Совет по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. М., 2018 г., 113 с.
  8. Федеральный закон от 25.07.2003 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

 


© Смирнова О.О. При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Авторские права защищены.