Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Отдельные публикации 

 «Основы стратегического планирования Российской Федерации».

 [Монография - М., ИД "Наука", 2013. -302 с.]

обложка книги,2013

 

 «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». 

[Монография - М., 2011. - 168 c.]

2011

 

 "Стратегическое государственное планирование в России».

[Монография - М., 2010. -175 с.]

обложка книги,2010

Смирнова

Ольга

Олеговна

Персональный сайт

ОПУБЛИКОВАНО: Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента //Бюджет. № 3 (159), март 2016. - с.92-95

СКАН. ПУБЛИКАЦИИ: ...

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ ЖУРНАЛА: http://www.bujet.ru

© Смирнова О.О. При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Авторские права защищены. 

 

Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента

 

Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента //Бюджет. № 3 (159), март 2016. - с.92-95

Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента //Журнал Бюджет. № 3 (159), март 2016. - с.92-95

В соответствии с законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегии макрорегионов разрабатываются в целях обеспечения согласованности мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами и стратегиями субъектов РФ, что определяет стратегию макрорегиона как главную связующую точку между отраслевыми и региональными подходами к развитию страны. Функции организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ относятся к полномочиям аппаратов полпредов Президента России в федеральных округах, что создает эффективный инструмент реализации стратегий макрорегионов (федеральных округов). 

 

 

Что такое макрорегион

 Вначале необходимо уточнить термин «макрорегион». В статье 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определено, что макрорегион это часть территории России, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2015 г. № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» в статье 2 почти дословно повторяет положение закона.

 

В результате остается открытым вопрос — что же такое «стратегия двух и более субъектов Российской Федерации»? Обратимся к Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». В статье 31 Указа определено, что основными документами стратегического планирования на региональном уровне являются стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии (комплексные программы) социально-экономического развития субъектов РФ. Таким образом, основываясь на данном указе и в отсутствие иных нормативных правовых документов по данному вопросу, можно приравнять стратегии макрорегионов к стратегиям федеральных округов. Следовательно, речь дальше пойдет о стратегиях федеральных округов — о хорошо известных документах, разрабатываемых и реализуемых с 2006 года.

 

Роль окружных стратегий

 Попробуем определить роль указанных документов в системе стратегического планирования России. Порядок и последовательность разработки документов стратегического планирования федерального и регионального уровней в соответствии с требованиями федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» представим в виде таблицы. Представление сложной конструкции документов закона о стратегического планировании в графическом виде дает наглядное представление об особом месте таких документов как стратегии макрорегионов.

 

 Хотелось бы обратить внимание на то, что Федеральный закон № 172-ФЗ уделяет большое внимание не только разработке конкретных документов, но и вопросам сбалансированности системы стратегического планирования и ее «ресурсной обеспеченности» (см. ст. 7 «Принципы стратегического планирования»). В части стратегии социально-экономического развития макрорегионов важно отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 21 закона «стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период».

 

Таким образом, можно сделать вывод о важной функции стратегий макрорегионов, которые разрабатываются «в целях обеспечения согласованности», а, следовательно, являются теми самыми инструментами сбалансированности, о которых говорится в законе о стратегическом планировании.Если принять как факт, что отраслевые стратегии являются отраслевой составляющей, а стратегии субъектов РФ — региональной составляющей стратегического планирования, выясняется основная роль таких документов как стратегии макрорегионов (федеральных округов). Она заключается в том, чтобы балансировать отраслевой и региональные подходы в вопросах стратегического планирования, и, таким образом — в вопросах постановки задач и распределения ресурсов для их выполнения.

 

Добавим, что задачи государственного стратегического планирования в части сбалансированности стратегий, ресурсной обеспеченности, изменяемости целей, соответствия показателей целям, реализации программно-целевого принципа (все это требования Федерального закона №172-ФЗ) сегодня успешно решаются на основе математического инструментария[1]. Можно согласиться с тем, что современные экономические модели, использующие эконометрические подходы, не справляются с динамическими задачами из существующей экономики. Вместе с тем, в российской практике есть примеры экономических моделей на основе нейронных сетей для расчета ресурсной обеспеченности регионов в рамках их стратегических документов.

 

Стратегии федеральных округов. Историческая справка.

 Стратегии социально – экономического развития федеральных округов играли и продолжают играть важную роль в вопросах планирования и бюджетирования. В связи с тем, что Стратегия 2020 (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года) лишь частично определила ориентиры развития территорий и не определила территориальные приоритеты отраслей промышленности, эту функцию в период с 2006 года выполняли стратегии федеральных округов. На тот момент стратегии федеральных округов - был новый вид документов стратегического планирования, к разработке которых Минрегион России приступил, начав разработку первой стратегии отдельного макрорегиона - Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

 

Стратегии призваны были определить конкурентные преимущества и перспективные экономические специализации каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав федерального округа, целевые показатели социально-экономического развития федерального округа (макрорегиона) на планируемый период, стратегические приоритеты и направления развития объектов федеральной, производственной и социальной инфраструктуры, оказывающих определяющее влияние на экономическое развитие федерального округа, в целом, и регионов, входящих в его состав, а также меры по обеспечению сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, в частности меры по опережающему развитию депрессивных территорий

 

Распоряжениями Правительства РФ были утверждены следующие стратегий федеральных округов и отдельных территорий: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, Комплексная стратегия социально-экономического развития Северо–Кавказского федерального округа до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года,Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.

 

Для реализации целей, определенных в стратегиях были разработаны как планы реализации стратегий федеральных округов, так и государственные программы и федеральные целевые программы. В 2016 году предусмотрены к финансированию из федерального бюджета следующие программы развития регионов:  Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" – как инструмент реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;  Программа "Юг России (2014-2020 годы)" – как инструмент реализации стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа;  Программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".

 

О новых макрорегионах

 В случае, если мы будем вести речь о макрорегионе, состоящем из двух и более субъектов РФ (в соответствии с формулировкой закона), не приравнивая его к федеральному округу, возникнет вопрос о том, какой федеральный или региональный орган власти должен отвечать за согласованность, сбалансированность, координацию, ресурсную обеспеченность соответствующей стратегии. Отметим, что Федеральный закон № 172-ФЗ уделяет значительное внимание вопросам мониторинга (ст. 40) и контроля (ст. 41) стратегических документов. Речь идет о сборе, систематизации и обобщении информации о социально-экономическом развитии территории макрорегиона, обеспечении национальной безопасности Российской Федерации на данной территории; оценке степени достижения запланированных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности; оценке влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития. В нашем случае эти вопросы остаются открытыми.

 

При условии, если стратегии макрорегионов будут формироваться в формате «двух и более субъектов Российской Федерации», также невозможно будет корректно решить задачу разграничения полномочий между уровнями власти (требования ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ).

 

Как уже было отмечено, стратегии социально-экономического развития федеральных округов играют важную роль в системе государственного стратегического планирования. Координация и контроль за исполнением указанных документов на практике был возложен на аппараты Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

 

Надо отметить, что положение п. 2 ст. 21 Федерального закона № 172-ФЗ в части задач, которые решают стратегии макрорегионов («стратегии … разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий») коррелируют со ст. 6 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» («Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции: обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе...», и так далее). Можно сделать вывод о том, что в современной ситуации не может быть речи о новой «нарезке» территории страны на макрорегионы из двух-трех субъектов РФ. Для реализации стратегий подобных макрорегионов потребуется формирование специальных органов координации и управления, что экономически нецелесообразно и не соответствует задачам обеспечения национальной безопасности.

 

 

Вместо заключения

 Стратегии макрорегионов как федеральных округов должны стать инструментом согласования и балансировки отраслевого и регионального подходов развития России. Они находятся на стыке стратегий отраслей экономики и субъектов РФ, что позволяет им координировать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Координирующим органом стратегий макрорегионов (федеральных округов), продолжая многолетнюю успешную практику, должны оставаться аппараты полномочных Представителей Президента РФ в федеральных округах. Возможно, описанная конфигурация в последующем найдет формальное отражение в нормативных правовых актах Российской Федерации.