Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Отдельные публикации 

 «Основы стратегического планирования Российской Федерации».

 [Монография - М., ИД "Наука", 2013. -302 с.]

обложка книги,2013

 

 «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». 

[Монография - М., 2011. - 168 c.]

2011

 

 "Стратегическое государственное планирование в России».

[Монография - М., 2010. -175 с.]

обложка книги,2010

Смирнова

Ольга

Олеговна

Персональный сайт

Публикация | Симонова Ю.В., Смирнова О.О. Стратегии развития госкорпораций - локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России | olgasmirnova.ru

 

Симонова Ю. В., Смирнова О. О. Стратегии развития госкорпораций – локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77–82.  (Журнал ВАК ).

Стратегии развития госкорпораций – локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России

 

Симонова Ю.В.,  НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», Управляющий делами

Смирнова О. О.,  д.э.н., доцент

Ключевые слова:

«о стратегическом планировании в Российской Федерации», «государственные корпорации, государственные компании и акционерные общества с государственным участием» (далее – госкомпании) «реализация федерального закона 172-ФЗ», «показатели инновационного развития», «стратегическое управление», «национальная безопасность».

Аннотация:

30 июня 2015 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Закон требует инновационного производства. Вместе с тем, из всего спектра стратегических документов только к компаниям с государственным участием предъявляются требования инновационного развития и внедрения инноваций. В этой связи встроенность стратегий госкомпаний в систему стратегического планирования в России является, во-первых, важным фактором стимулирования инновационного вектора развития экономики страны, а, во-вторых, взаимосогласованность стратегий госкомпаний, отраслей и регионов на инновационном направлении развития будет является основой для сбалансированности всей экономики России.

 

Государством поставлена цель - формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития. Об этом говорит Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с Ст. 4. п 1, 1) ):  «целями промышленной политики являются формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития».

С выходом данного закона дискуссии в государственных органах о сырьевом развитии экономики в Российской Федерации не имеют право на существование. А также ни один документ стратегического планирования не имеет право на существование, если в нём рассматривается вариант сырьевого развития экономики Российской Федерации. Переход от сырьевого типа развития экономики к инновационному типу связан, в первую очередь, с обеспечением национальной безопасности, требующей своего машиностроения и электронной промышленности, проч.

Задача, действительно весьма серьезная. С одной стороны за 25 лет «интеграции» Российской Федерации в мировую экономику она смогла интегрироваться только в сырьевые отрасли. Так, например, на парламентских слушаниях в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин заявил, что импортная доля в машиностроении занимает от 60 до 92%[1] . Данный уровень машиностроения никак не может обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.

С другой стороны важно обратить внимание на то, что в существующей практике государственного стратегического планирования и прогнозирования целевые показатели, предполагают формирование показателей от достигнутого. Так, в рамках формирования прогнозов с стратегий предполагается рост экономических показателей в пределах 2-4 процентов в зависимости от коньюктуры мировых рынков на сырьевые ресурсы. Однако, 2014 год, экономические санкции против Российской Федерации, и прочие вызовы на внутренних и внешних рынках заставили определить иные требования к формированию целевых показателей и инструментов их достижения.

Рассмотрим на примере задач по импортозамещению в российской промышленности.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом России [2], наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценке Минпромторга России, «в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%». При этом надо сказать про качество импортозамещения. Что касается доли инновационной продукции от общего объема рынка, она увеличивается достаточно неторопливо. На данный момент она составляет лишь 7%. Возможно, этим и обуславливается незначительный потенциал российских предприятий в поставках высокотехнологичной отечественной продукции, на мировой рынок, что составляет сегодня 0,3% мирового рынка высокотехнологичной продукции.

В таких условиях, когда уровень национальной безопасности обеспечивается при уровне собственных производств на уровне 80-90 процентов, а современная доля отечественного производства по разным направлениям составляет от 7 до 30 процентов, говорить о приросте в 2-5 процентов – бессмысленно и некорректно, т.к. при таком росте, показатели национальной безопасности не будут достигнуты и в ближайшие 10- 15 лет.

Таким образом, показатели экономического развития должны устанавливаться в соответствии с требованиями национальной безопасности, и быть ориентированы на достижение целевых показателей.

В соответствии с 172 ФЗ базовым документов в рамках целеполагания для развития Российской Федерации является ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. К формату базового целеполагания можно также отнести указы Президента Российской Федерации от 2012 года. Все Указы содержат конкретные поручения Правительству Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о достижении конкретных показателей в сере здравоохранения, образования, социальной, демографической политики, др.

Июнь и начало июля 2015 года собрали богатый урожай поручений Президента Российской Федерации в части вопросов государственного стратегического планирования. В рамках Петербургского международного экономического форума, 18 июня, обсуждая с главами предприятий эффективность мер поддержки бизнеса, В.В.Путин подчеркнул «необходимость наличия элементов планирования», «в частности в вопросах развития инфраструктуры», «с соблюдением макроэкономических параметров и бюджетной политики».

На расширенном заседании Совета Безопасности 3 июля 2015 года в части стратегического планирования Владимир Путин отметил: «Прежде всего необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков: и политических, и экономических, и информационных, и других – и на этой основе скорректировать Стратегию национальной безопасности России. С учётом обновлённой Стратегии национальной безопасности должны быть актуализированы действующие и разрабатываемые документы стратегического планирования. Кроме того, в случае необходимости надо будет внести уточнения и в Концепцию внешней политики и в Основы комплексной политики России на пространстве СНГ. Важнейшая тема – это вопросы экономической безопасности. В документах стратегического планирования нужно более чётко и подробно обозначить основные угрозы в этой сфере, определить критерии и пороговые показатели состояния экономики, при которых возникают риски для национальной безопасности, а также конкретизировать меры и механизмы, которые позволят снизить зависимость экономики от внешних неблагоприятных факторов. Должны быть разработаны и представлены новые предложения по концептуальным основам стратегического планирования и прогнозирования устойчивого социально-экономического развития России, управления рисками.»[3]

Таким образом, системе государственного стратегического планирования придан высокий импульс целеполагания, впервые прозвучали требования к наличию критериев и пороговых показателей состояния экономики.

С этих двух позиций - требований инновационного развития Российской Федерации и интегрированности стратегий государственных компании и акционерных общества с государственным участием в единую систему государственного стратегического планирования – мы и рассмотрим стратегические документы госкомпаний.

Не будет тайной, что деятельность государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием подчиняется задачами управления, формализованными в плане реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом». Данный факт вносит существенные корректировки при подготовке методических рекомендации по разработке долгосрочных программ и стратегий государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, а также в части внедрению системы ключевых показателей эффективности в государственных корпорациях. Задача основного акционера госкомпаний - Российской Федерации в лице Росимущества, а также требования реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом» приводят к тому, что базовой целью многих компаний в стратегических документах представлена бизнес – модель компании, а не отраслевые приоритеты и не цели, определенные в нормативно – правовых документах, на основании которых и создавались компании.

Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, которые разработаны во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 5 июля 2013 г. № Пр-1474, устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования и определяют перечень основных КПЭ (ключевой показатель эффективности) для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения КПЭ. Для госкомпаний применяются финансово-экономические показатели и отраслевые показатели. Это такие обязательные финансовые показатели как:

- рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return) за прошедший год;

- размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года);

- рентабельность инвестированного капитала (ROIC - return on invested capital);

- рентабельность акционерного капитала (ROE - Return on equity);

- динамика размера EBITDA к предыдущему году (Рост показателя);

- рентабельность по EBITDA (Рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года);

- динамика удельной выручки (за вычетом нерегулярных составляющих) за год из расчета на одного сотрудника (рост к предыдущему году);

- снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции.

К показателям на усмотрение совета директоров госкомпании при необходимости можно отнести в том числе экономические показатели - создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда и пр. В части отраслевых КПЭ для госкомпаний предусмотрено не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности компании, политику государства в отношении развития конкретной компании и отрасли в целом, положения существующих госпрограмм, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и курирующих федеральных органов исполнительной власти в части развития Общества. Наименование и порядок расчета отраслевых показателей подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере (госкорпорациями), до утверждения целевых значений КПЭ советом директоров компании.

Очевидно, что «социальные» показатели для деятельности компаний с государственным участием не только не являются основными, но и их количество лимитируется. Исключения составляет небольшой список госкорпораций.

С учетом специфики деятельности госкорпораций, являющихся некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией на основе имущественного взноса, используется индивидуальный подхода к определению перечня КПЭ, достижение целевых (плановых) значений которых продиктованы долгосрочной программой развития госкорпорации (стратегией развития госкорпорации), программой деятельности госкорпорации на среднесрочный период.

Перечень таких госкорпораций следующий [4]:

- Государственная корпорация «Ростехнологии»;

- Государственная корпорация «Росатом»;

- Государственная корпорация «Олимпстрой» (ликвидирована);

- Внешэкономбанк;

- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- Агентство по страхованию вкладов;

- Государственная компания «Автодор».

По решению данных госкорпораций могут устанавливаться альтернативные КПЭ, достижение целевых (плановых) значений которых продиктовано стратегией развития госкорпораций и нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность. Вид, наименование, вес, целевые показатели и значения КПЭ утверждаются соответствующими госкорпорациями. Следовательно, в перечень КПЭ указанного закрытого списка госкорпораций могут входить и социальные показатели, а также показатели развития территорий, которые могли бы коррелироваться с показателями, отраженными в стратегических и прогнозных документах субъектов Российской Федерации.

В части современной практики стратегического планирования в Российской Федерации и роли госкомпаний надо отметить следующее. Правительство России рассматривает стратегические документы и утверждает инвестиционные программы крупнейших корпораций, естественных монополий, которые являются государственными или имеют в своем капитале значительную долю государственного участия. Они по своему масштабу вовлечены в системы государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне и уровне субъектов и, следовательно, также должны иметь региональный разрез. Тем более что планы регионального развития инфраструктурных монополий – это едва ли не самый важный фактор для развития многих субъектов. В этой связи, определенность с направлением и темпом развития деятельности государственных корпораций, государственных компании и акционерных обществ с государственным участием (далее – госкомпании) в регионе позволит существенно повысить качество планирования на региональном уровне. Исключительно важно согласование планов крупных компаний и корпораций и иных стратегических документов федерального и регионального уровня в связи с тем, что инвестиции должны направляться на реализацию приоритетных проектов в регионах, выбираемых с учетом целей федеральной стратегии в развитии страны. Таким образом, вопрос о роли стратегических планов госкомпании в деятельности субъектов Российской Федерации является исключительно важным, а совместные согласованные усилия по достижению целевых показателей социально – экономического развития Российской Федерации и ее регионов являются одним из базовых требований реализации федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В этой связи является исключительно важным то, из всего спектра требований к стратегическим документам, только к стратегическим документам компаний предъявляются требования инновационности развития.

Рекомендациями по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий» (утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4) регламентированы основные показатели (индикаторы) программ инновационного развития [5]. В рекомендациях указано, что целесообразно ориентироваться на используемые в мировой практике показатели, характеризующие инновационную направленность. В этой связи целесообразно использовать показатели отраслевого блока документов стратегического планирования (плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием) в стратегических документах регионального блока (прогнозы и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации):

1) показатели финансирования и результативности НИОКР:

объем финансирования НИОКР ;

количество патентов и иных нематериальных активов, поставленных на баланс по результатам проведенных НИОКР;

количество разработанных и внедренных в производство технологий и продуктов по результатам выполненных НИОКР;

2) показатели технологического лидерства:

количество патентов, полученных за последние 3 года;

количество продуктов, защищенных патентами, полученными за последние три года;

качество инновационного портфеля - баланс между прорывными (технологии, продукты и услуги, создающие новые рынки и новые категории продукции) и улучшающими проектами (направленными на развитие имеющихся на рынке продуктов);

3) показатели эффективности инновационной деятельности:

процент от продаж новых продуктов (не старше трех лет) в общем объеме продаж;

показатель эффективности внедрения - отношение объема продаж продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, к величине расходов на их проведение;

4) показатели результативности системы управления инновациями:

количество проектов, переходящих с одного этапа процесса разработки и выведения на рынок инновационной продукции и услуг на следующий;

продолжительность цикла инновационного процесса или его отдельных стадий (например, время, требуемое на создание прототипа продукции или выпуска опытной партии);

5) показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:

количество инновационных предложений от сторонних организаций;

процент продаж от реализации разработок, полученных извне.

Надо отметить, что Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определил взаимосвязь документов стратегического планирования Российской Федерации со стратегическими документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.[6] Также, говоря об отраслевых стратегических документах в системе стратегического планирования, нельзя отставить без внимания положения статьи 43 «Реализация документов стратегического планирования на федеральном уровне», закона № 172-ФЗ: «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период».

Таким образом, требования реализации закона 172-ФЗ в части координации документов стратегического планирования способствуют интеграции требований к инновационности стратегических документов в отраслевые и региональные документы стратегического планирования. В этой связи программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, которые должны быть интегрированы в бизнес-стратегию развития компаний, содействовать модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, призваны сыграть значительную роль не только в стратегиях госкомпаний, но и с отраслевых и региональных стратегиях, стратегиях развития федеральных округов и др. Но, прежде всего, отражение показателей инновационного развития отраслей и территорий призвано на современном этапе решать задачи национальной безопасности страны и обеспечения конкурентоспособности ее экономики.

 



[1] Парламентские слушаниях в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова

[2] «Насколько сегодня отечественная промышленность зависима от поставок иностранного оборудования?» 

[3] Материалы расширенного заседания Совета Безопасности 

[4] Методические указания по применению ключевых показателей э

[5] Рекомендации по разработке программ инновационного развития 

[6]Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»